sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

А мы продолжаем по форме железнодорожников СССР

Оригинал взят у id77 в А мы продолжаем по форме железнодорожников СССР

Сегодня у нас на очереди униформа образца 1943 года.

Несмотря на Войну (а может из-за нее) был возрожден ряд дореволюционных традиций, при котором Советский Союз принимался как некий наследник и преемник Российской империи. Соответственно в ведомственной униформе сделали стиль похожий на униформу в 1910-е годы, но не повторявший его буквально.



В качестве знаков различия были установлены погоны , сходные с военными, но не идентичные. Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Нижний конец погона срезался под прямым углом, а верхний заканчивался срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погона, кроме нижнего, окантовывались светло-зеленым сукном.



Длина погона, в зависимости от размера одежды, была от 13,5 до 15,5 см. Ширина погона с кантом у высшего начальствующего состава была 6 см, у старшего и среднего -5,5 см. Ширина канта составляла 0,25 сантиметра, а высота скоса срезанного тупого угла верха -1 сантиметр. Погоны имели каркас, хлястик и шлевка служили для пристегивания погон к одежде.



Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты , и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см. Общая длина погона была от 13,5 до 15,5 см, а верхний шестиугольник был, соответственно, длиной от 8,5 до 10,5 см. Нижний шестиугольник был длиной 5 см. Ширина верхнего шестиугольника с кантами составляла 3 см, нижнего -6-6,2 см. Параллельные боковые стороны были по 3 см, остальные - по 3-3,2 см. За некоторое сходство со щипковыми инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками".



Для всех видов обмундирования, кроме летнего пальто , по приказу полагались жесткие пристежные погоны , а на пальто - мягкие пришивные, но с пуговицей в верхнем конце. Однако, как и в армии, на пальто носили жесткие пристежные. Для работников служб тяги, движения, связи, пути и строительства для ношения при исполнении служебных обязанностей приказ устанавливал мягкие пришивные погоны из темно-синего жаккардового шелкового галуна с тем же рисунком переплетения, что и на парадных. Пуговицы в верхнем конце погон были золоченые, у младшего состава - латунные.



Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта.

Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке.



Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза.



Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост.




У Службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине.



Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.



Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму.



Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый "провальный") оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки , а летние гимнастерки могли иметь белый цвет.



У работников локомотивных бригад встречались двубортные кожаные куртки танкистского или классического "комиссарского" покроя, а у начальства - и кожаные пальто . Ряд работников служб движения и службы пути и строительства при исполнении служебных обязанностей носили, вместо обще железнодорожных, особые цветные фуражки , использовавшиеся и для обозначения должности, и как средство сигнализации.



Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги , считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы, применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам.

Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников.



В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего начальствующих составов входили:

фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета;
фуражка светло-коричневого цвета с черным околышем - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета;



белый чехол , надеваемый на фуражку при белом кителе;
папаха из черного каракуля для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из черного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов;
шинель двубортная темно-синего цвета;
пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов;
мундир двубортный темно-синего цвета;
брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному;
китель зимний темно-синего цвета;
брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему;



китель летний светло-коричневого цвета;
брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю летнему;
китель летний из белой ткани;
ботинки хромовые;
ремень парадный тканевый.



В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили:
фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастерке темно-синего цвета;
фуражка светло-коричневая с черным околышем - для ношения при летней гимнастерке серого цвета;
шапка типа кубанки (финка) из черного барашка;



шинель двубортная темно-синего цвета;
мундир парадный однобортный из темно-синего сукна;
шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному;
гимнастерка из темно-синей шерстяной ткани;
шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастерке темно-синей;
гимнастерка хлопчатобумажная серого цвета;
шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета;
ремень поясной из кожи черного цвета с бляхой;
сапоги кожаные.



Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды , что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет . В зимнее время женщины носили кубанку. Как и женщины в армии, железнодорожницы обувались в черные туфли на низком "английском" каблуке или в форменные сапоги .

Парадные мундиры высшего, старшего и среднего начальствующих составов были из темно-синей мериносовой диагоналевой ткани, а у младшего начальствующего и рядового составов - из темно-синего сукна. Подкладка мундира железнодорожных генералов делалась из черного шелка, а у остальных категорий работников на подкладку шел черный сатин.


Tags: СССР, униформа
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author