sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Кино-хиты Перестройки, которые сейчас никто не смотрит.

Оригинал взят у zina_korzina в Кино-хиты Перестройки, которые сейчас никто не смотрит.

Во времена Перестройки было снято много сиюминутных и бессмысленных кинокартин, большая часть которых сейчас даже не вспоминается. Уже тогда шутили, что снять «современное кино» очень просто — лишь бы там были голые актрисы, развенчание культа И.В.Сталина и фоновая рок-музыка. Некоторые киноленты, сделанные хоть и на потребу дня всё-таки вошли в историю.

Так, «Маленькую Веру», «Интердевочку» и «Аварию - дочь мента» обсуждают и ныне, причём не без интереса. Но есть ряд фильмов, на которые в 1980-х ломились о них писались глубокомысленные публикации, о них спорили, а теперь ...их можно смотреть, если ты изучаешь эпоху. Всё. Никакого волнения. Итак что же это за произведения?



1. Первое, что пришло в голову, это «Убить дракона» (1988), снятый Марком Захаровым по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Притча о том, что уничтожение зла не означает его искоренение, пока не убит «дракон» в себе, превратилась в балаган с анти-тоталитарными шутками и аллюзиями. В Драконе увидели ...нет, не Сталина, ибо Олег Янковский не похож на Джугашвили, но — саму идею сталинизма; Бургомистр, увенчанный непонятными медалями, считывался как Брежнев.



«Немного о себе. Общая мозговая и физическая недостаточность, раздвоение личности, постоянный бред. Но при этом бургомистр вольного города». В те годы было хорошим тоном издеваться над неадекватностью «Дорогого Леонида Ильича» и «эпохой застоя». В общем, смотрела этот фильм два раза в переполненных залах. Через пару лет об этой вещи закономерно забыли, хотя, если снять всю «перестроечную» шелуху, вещь прелюбопытная.

«Так жить нельзя!» (1990). Динамичные сцены штурма винных магазинов сняты с особым смаком.
«Так жить нельзя!» (1990). Динамичные сцены штурма винных магазинов сняты с особым смаком.


2. Следующий символ перестроечной конъюнктуры — это документальное расследование Станислава Говорухина «Так жить нельзя!» (1990), где советская бытность явлена через исключительные пороки — пьянство, убожество, низкий уровень культуры, но при этом — высоченный уровень преступности. Рассказывалось о тупиковой бесперспективности и ужасах социального разложения. Кто виноват? Вернее — что? Да всё она — советская власть.

«Так жить нельзя!» (1990). Подобные сцены тоже не нравятся автору.

«Так жить нельзя!» (1990). Подобные сцены тоже не нравятся автору.

Ложь и мерзость — сверху донизу. То есть авторы киноленты придирчиво отобрали всю пакость - от разрухи до проституции - что накопилась в обществе и вывалили, выплеснули на экран. Поставленный знак равенства между «кошмар» и «СССР» действовал на подсознание очень тонко и ловко. Кому хотелось так вот «жить»? Никому! И призыв «Так жить нельзя!» очень быстро перекочевал с афиши на плакаты и лозунги.

 «Воры в законе» (1988) - красивая жизнь преступного мира, цинизм и жестокость.«Воры в законе» (1988) - красивая жизнь преступного мира, цинизм и жестокость.

3. Динамичный боевик «Воры в законе» (1988) в год выпуска казался этаким хлёстким и смелым откровением. Тут тебе и честнейший разговор об организованной преступности, и красивая жизнь (дольче-вита), и столь же прекрасная Анна Самохина, и запоминающаяся сцена пытки утюгом (уж чего-чего, а такого рода садизм в нашем кино был явлен впервые). Тоже — полные залы, разговоры, многостраничная кинокритика.

«Воры в законе» (1988). Шикарная Анна Самохина в роли роковой возлюбленной.

«Воры в законе» (1988). Шикарная Анна Самохина в роли роковой возлюбленной.

И что? Потом, как горох из дырявого мешка, посыпались «киношки про мафию», с мордобоями, девочками в мини-юбках, жестокостью и цинизмом. Просто «Воры в законе», навеянные рассказами Фазиля Искандера, ещё как-то вытягивали уровень, а всё что хлынуло после казалось скучной и грубой поделкой — уж лучше по видаку «Рембо» с «Терминатором» глянуть.

«АССА» (1987) - эстетика тусовок и квартирников, намёки для своих и псевдо-заумь.

«АССА» (1987) - эстетика тусовок и квартирников, намёки для своих и псевдо-заумь.

4. О, эту двухсерийную супер-вещь под названием «АССА» (1987) ждали целых полтора года и страсти всё более нагнетались! Ещё бы. Нам обещали показать настоящий бенефис неформалов и россыпь рок-звёзд. Ну да, под всё тем же великим лозунгом эпохи: «Убить дракона, ибо так жить нельзя!» Драконом тут выступает цеховик-мафиози Крымов, его антиподом — мальчик Бананан (из о-о-ооочень известной песни «Здравствуй, мальчик Бананан»).

«АССА» (1987). Пе-ре-мен! Ещё один клич, ставший лозунгом и символом поколения.

«АССА» (1987). Пе-ре-мен! Ещё один клич, ставший лозунгом и символом поколения.

Битва за прекрасную даму в лице медсестры по имени Алика. Типовая стилистика нефоров 80-х, намёки для своих, эстетика тусовок и квартирников. Сейчас оно видится чем-то маловразумительным и унылым. С претензий на... На что? Непонятно. А тогда все подпевали Виктору Цою: «Пе-ре-мен!» Нынче эти самые люди ностальгируют по Кобзону и пионерлагерной побудке.

«Легко ли быть молодым» (1986). Панки-рокеры-хулиганы-малолетки в суде и прочая безнадёга.

«Легко ли быть молодым» (1986). Панки-рокеры-хулиганы-малолетки в суде и прочая безнадёга.

5. И вот ещё один молодёжный шедевр - «Легко ли быть молодым» (1986) — документальное повествование о том, что быть подростком и тем более- - юношей в 1980-х — это тоска, мрак и разрушение. Показаны панки, рокеры, малолетние подсудимые, до кучи - кришнаиты, а ещё — парни, вернувшиеся из Афгана. Болтовня, словеса. «Вы — взрослые - сами виноваты! Вы нас довели до панкования и хэви-металла своей двуличностью», - такой главный мотив кинокартины, правда, ещё не слишком громко высказываемый.

«Легко ли быть молодым» (1986). Кстати, всем этим дивным людям сейчас 50 лет.

«Легко ли быть молодым» (1986). Кстати, всем этим дивным людям сейчас 50 лет.

Всё-таки это 1986 год, самое начало разоблачительной вакханалии. Но этот тягомотный — аж в 2-х сериях — рассказ о тяготах младого бытия тогда смотрелся актуально и свежо. Название автоматически перекочевало на плакаты, а в кино возник целый пласт документальных «расследований» о том, как тускло и агрессивно живёт «обманутое» отцами и дедами поколение. Сейчас вряд ли кто вообще вспомнит об этой работе, но тогда...

Да, был ещё фильм-событие «Плюмбум или Опасная игра», о котором нынче никто и не вспоминает...

P.S. Писала не в хронологическом порядке, а как вспоминалось. Да тут это и не так важно.


Tags: СССР, демшиза, диссида, кино
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author