sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Category:

Не сработавшая броня

Оригинал взят у yuripasholok в Не сработавшая броня

Одним из символов французского танкостроения предвоенного периода является "боевой" (фактически тяжелый) танк Char B1 bis. Это была самая защищенная из массовых французских боевых машин, что, в сочетании с мощным вооружением, делало танк опасным противником. Это в теории. Нет, конечно Char B1 bis был опасным противником, но вообще его эффективность слегка завышают. По большому счету, генерал Эстьен, один из идеологов Char B1 bis, заложил своим детищем бомбу замедленного действия. Дело в том, что танк был не только очень дорогим, но и сложным, в том числе и в производстве. Еще одной проблемой стала откровенная перегрузка машины. Мощность мотора, по сравнению с предшественником, была увеличена до 300 л. с., благодаря чему максимальная скорость осталась на уровне 28 км/ч. В связи с увеличением массы пришлось модернизировать и ходовую часть. Ширина трака выросла с 460 до 500 мм, чуть увеличился диаметр ленивца, а от поддерживающих катков конструкторы отказались и заменили их на конструкцию рельсового типа. Но правда жизни была в том, что ходовая часть всё равно осталась перегруженной. Ну а что касается производства... Перед войной успели построить танков чуть меньше чем на 4 полка, которые летом 1939 года стали переформировывать в батальоны боевых танков (Bataillon de Chars de Combat, BCC). Начало войны заставило французов шевелиться, объем выпуска вырос, но за всё время сдали всего 369 танков данного типа. При этом Char B1 bis запорол программу выпуска средних пехотных танков, которые были и дешевле, и проще, и по сути с то же 47-мм пушкой SA 35.

Собственно говоря, первые же недели боевых действий показали, что ставка на Char B1 bis оказалась глупостью. Да, танки дрались в Арденнах, был знаменитый бой Пьера Бийотта в Стонне, но фактически особо машина ничего не решала. Больше того, у немцев на французские машины нашлась управа. Это и 88-мм зенитные пушки, и 105-мм гаубицы leFH 18, и даже 3,7 cm Pak могла найти уязвимые месте. Это не говоря о большом проценте механических повреждений. В результате ударной силой Char B1 bis так и не стали, имея лишь локальные успехи. А обычно дело было как у 349-й отдельной танковой роты (349e CACC).



Рота, получившая в свой состав 12 Char B1 Bis, была сформирована 18 мая 1940 года. Ее состав оказался крайне разношерстным: тут имелись танки как самых первых выпусков, так и производства весны 1940 года. Одним из них был танк №518 с именем собственным Alger. Изготовили его весной 1940 года на заводе Renault в рамках первого производственного контракта военного периода. Как раз танки выпуска Renault и составили основу матчасти роты. 21 мая роту направили на фронт, а 24 числа состоялся боевой дебют. Надо сказать, что роте способствовал успех. Она успешно атаковала в районе Вилер-Карбонель (на востоке от Амьена), при этом пропал без вести лейтенант Борде вместе с экипажем, дальше было несколько удачных случаев применения. А дальше был Абвиль...


Брошенный танк №518

В бою 4 июня 1940 года рота недосчиталась половины своего состава. Танк №518 в том бою выжил, но явно получил повреждения. Остатки роты стали отступать, постепенно теряя матчасть. Не избежал этой участи и танк №518, оставленный на дороге возле Ла Буй, что к юго-западу от Руана. О том, как воевала эта машина, неизвестно, но что для нее сражение за Абвиль прошло сложно, это явно.


Повреждения смотровых приборов механика-водителя.

У Char B1 bis имелось одно уязвимое место в лобовой части корпуса. Речь идет о смотровой "рубке" механика-водителя. Как показала практика, попадание в нее даже 37-мм снарядов могли приводить у выводу механика-водителя из строя. Вот как раз машине №518 в эту смотровую рубку снарядов и накидали. Что он при этом еще столько времени действовал, говорит о том, что механик-водитель не погиб.


75-мм пушка SA 35 и ее выстрел.

В целом судьба роты вполне типовая. Там, где немецкое противодействие было слабым, танкам сопутствовал успех. В условиях же крупных сражений машины довольно быстро гибли, причем немцам вполне удавалось нащупать их слабые места.

Статья по Char B1 bis: https://warspot.ru/7741-nasledstvo-generala-estiena

Tags: Вторая мировая, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments