sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Слоёная импровизация на канадской базе

Оригинал взят у yuripasholok в Слоёная импровизация на канадской базе

То, что история обычно движется по спирали, известно очень хорошо. Это касается и такого явления инженерной мысли, как импровизированная бронетехника. Когда кто-то видит самопальные броневики в Сирии или Ливии, иные думают, как же до такого догадались. И даже не задумываются, что всё придумано очень давно. Особенно на Ближнем Востоке. Первыми импровизированные бронемашины здесь строили англичане, было это еще больше 100 лет назад. Поскольку своих броневиков было мало, делали из того, что есть. Часто бронирование было очень локальным, но для патрульных целей вполне хватало.

Следующими, после англичан, стали евреи, которые еще во второй половине 30-х годов создали подразделения, известные как Нотрим, которые стали вспомогательными частями английской полиции. Фактически же в них состояли легализованные боевики Хаганы. Позже эти части были переформированы в Еврейскую поселенческую полицию (JSP), численность которой постепенно росла. Так вот, в их составе имелись импровизированные броневики. Создавались они на базе коммерческих грузовиков, выполняя роль бронетранспортеров. Вторая волна производства импровизированных броневиков началась ближе к концу 1947 года, когда в Палестине стало по-настоящему жарко. Нападения арабов стали всё более частыми, а 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН опубликовала резолюцию № 181 о разделе Палестины. Поначалу броневики строились стихийно, но очень скоро данный процесс было решено привести в разумное русло. Был организован отдел бронирования транспортной службы, который возглавил Джо (Йосеф) Крейден. У него имелся опыт похожих работ во время войны, в то время он служил в английской армии, дослужившись до звания подполковника, на пике карьеры командовал ремонтными мастерскими в Египте.

Наверняка он был и в курсе кучи английских импровизированных бронемашины, включая и такую машину, как Armadillo. Особенностью данного броневика было то, что у него "цитадель" имела слоёную броню. Между двумя слоями металла засыпался щебень или другой похожий наполнитель. Таким образом получалась экономия броневых листов. Крейден реализовал данную идею по-своему. Между двумя листами брони толщиной 3 и 5 мм находился слой древесины толщиной 38 мм. Из такой "слоёной" брони изготавливались борта и корма броневиков, спереди же устанавливался сплошной лист толщиной 14 мм. Таким образом обеспечивалась круговая защита от вражеского огня при минимальном использовании дефицитных бронелистов. Бронемашины, разработанные Крейденом, нередко называют "сэндвичами" в честь оригинального технического решения. Причины появления "сэндвичей" были прозаичны - недостатки броневого листа. Схожие проблемы решают схожими средствами.



Наиболее типовым решением для "сэндвичей" было создание машин снабжения, очень похожих на то, что делалось для JSP. Вместо грузов они могли везти и десант, в общем, такой своеобразный "универсал" в условиях боестолкновений с арабами. Помимо проблемы с бронёй, имелась и другая проблема - разнообразие шасси. Впрочем, Крейден достаточно быстро решил данный вопрос, устроив своеобразную стандартизацию. Дело в том, что на территории Палестины было много армейских грузовиков, которые выпускались канадцами по программе Canadian Military Pattern (CMP). Эти машины с большим разбросом по грузоподъёмности (от 0,75 до 3 тонн) выпускались канадскими отделениями Chevrolet и Ford по заказу английской армии. Во-первых, их было много, во-вторых, большое количество вариантов позволяло делать разные бронемашины. В-третьих, характерной особенностью CMP являлась полукапотная компоновка, так что "нос" был короче. Посему "сэндвичи" на этой базе выглядели более-менее похожими. В данном случае это "прорыватель блокады" на базе CMP C60, длиннобазник. Впереди был опускаемый таран, которым пробивали заграждения, которые часто ставили арабы.



А это, собственно говоря, база для "Сэндвича". Chevrolet Canada C60, полноприводной 3-тонный грузовик с кабиной Cab 13, самый массовый вариант. Характерная форма кабины "перетекла" и на броневики, которые делали на его базе.



Более массовыми, впрочем, были короткобазные бронемашины на шасси C30, чаще всего полноприводные. Тут можно видеть "форточки" на крыше корпуса, а также бойнице. Собственно, по толщине бойниц можно прикинуть толщину "сэндвича". Нормальный броневой лист лучше, но воюют тем, что есть.



Типовая "мордочка" израильского импровизированного броневика на шасси CMP. Несмотря на то, что сама концепция была плюс-минус стандартизированной, всё равно имелось некоторое разнообразие внешнего вида. Это для подобных конструкций норма. В изготовлении бронемашин участвовало шесть предприятий: "Маген-Четвуд", "А-Аргаз", "Солель-Боне", "Хараш", "Гамбургер" и "Кедма". Потому и такое разнообразие.



Колонна бригады "Харель", весна 1948 года. Как раз хорошо видно, что одинаковые по типу броневики всё равно немного разные. Крыша "домиком" была типовым решением, это защищало от гранат.



Всего же с 28 декабря 1947 по 15 апреля 1948 года было построено 127 "Сэндвичей" данного типа. Далее строились уже совсем другие, более совершенные броневики. Но свою роль "Сэндвичи" сыграли. До наших дней сохранилось некоторое количество этих броневиков.

Статья по "сэндвичам": https://warspot.ru/8959-izrailskie-sendvichi
Tags: армейские автомобили, бронетехника, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments