sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Подкрепление для перуанской армии из Чехословакии

Оригинал взят у yuripasholok в Подкрепление для перуанской армии из Чехословакии

В межвоенный период на территории Южной Америки было весьма неспокойно. Самым известным военным конфликтом того времени стала "Война Чако" - военный конфликт между Боливией и Парагваем, там впервые на континенте были применены танки - Vickers Mk.E. ПО соседству тоже было неспокойно: в 1932-33 годах произошла Колумбийско-перуанская война, которая закончилась если не поражением Перу, то как минимум паритетом. Генерал Оскар Бенавидес, ставший новым лидером Перу, решил усиливать армию, в том числе и за счет танков. Первоначально перуанская миссия, которую возглавлял капитан Мартинес, предполагала закупить итальянские малые танки Carro Armato L3-35, для 1935 года не самый худший выбор. Но тут им на пути показался Эмиль Оплатка, который представлял интересы чехословацкой ČKD, искавшей выходы на зарубежные рынки. Оплатка уже сыграл добрую службу ČKD, вырвав контракт на поставку в Иран легких танков TNH. Естественно, не просто так - он имел процент от сделки, сумма, за которую стоило бороться. Так что, заприметив в Париже перуанскую миссию, агент ČKD принялся обрабатывать и их.

Перуанцы поначалу проявили интерес к более легкой продукции ČKD - танкетке Praha AH-IV. Оно неудивительно - ведь Мартинеса отправили за малыми танками. Впрочем, мнение сильно изменилось, когда закупочная комиссия в октябре 1936 года прибыла в Прагу. Увидев TNH вживую, перуанские военные поняли, что танкетки — совсем не то, что им нужно. Согласно спецификации, перуанской армии требовался танк боевой массой 5–6 тонн, с пушкой калибром 37 мм и пулемётом, максимальной скоростью не менее 20 км/ч и дальностью действия 160 км. Надо сказать, что Оплатка свои деньги отрабатывал на все сто: почти вся информация, которую высылали перуанские военные в Лиму, оказывалась в руках агента ČKD. Так вот, пока шли переговоры, у ČKD появился еще один клиент - Литва, для которой спроектировали легкий танк LTL. По итогам сделка сорвалась, но в Праге не сильно горевали. После долгих и весьма нервных переговоров, проходивших в Париже, 15 февраля 1938 года был подписан контракт на постройку 24 чехословацких танков для армии Перу. Первоначально они всё ещё продолжали называться LTL, но уже в апреле, когда началась постройка двух опытных машин, обозначение изменилось на LTP. Впрочем, в Перу этот танк более известен под другим обозначением - Tanque 39.



Изначально LTP должен был иметь боевую массу 6300 кг, при этом максимальная скорость составляла 40 км/ч. При этом имелся в спецификации один важный параметр - машина должна была работать на высотах до 4,5 километров. Параметр этот появился неспроста: если взглянуть на карту, легко можно заметить, что в Перу с горами всё очень даже неплохо. Посему требование работать на высокогорье не выглядело блажью. Для проверки возможности работы в горах один из прототипов после постройки отправили в Перу, случилось это 11 июля 1938 года. ČKD чуть затянула с постройкой машины, да и боевая масса превысила расчетную на тонну, но перуанские военные явно не пожалели о своём выборе. После ознакомления и первых заездов в арсенале Лимы танк был доставлен в высокогорный город Ла Оройа. Танк уверенно штурмовал гористые дороги в Андах, даже на высоте 4200 метров вполне спокойно выжимая 33 км/ч. В обычных же условиях его скорость составляла около 40 км/ч. Существенным плюсом было то, что удельное давление на грунт составляло всего 0,55 кг/см2, а удельная мощность - 17,1 л.с. на тонну. 3 октября танк осмотрел генерал Бенавидес, оставшийся довольным приобретением. Успешно прошли и испытания в пустыне. Одним словом, машина была, что надо.


Один из Tanque 39 на параде, в штатном камуфляже

Одними только ходовыми качествами преимущества LTP не ограничивались. По боевым возможностям этот танк ничем не уступал более тяжёлому TNH, а по ряду параметров его превосходил. Машина получилась довольно короткой, при этом толщина брони составляла 25 мм, то есть танк был защищен и от огня крупнокалиберных пулеметов. На нем стояла вполне приличная 37-мм пушка Škoda A3, которая пробивала всё, что находилось в то время на территории Южной Америки (откровенно говоря, она пробивала и большинство того, что попало в Южную Америку за годы Второй мировой войны). Хорошо всё было и с приборами наблюдения, в общем, очень хороший легкий танк, а уж в Южной Америке и вовсе не было ничего подобного.

Серийное производство LTP началось 23 сентября 1938 года, сразу после испытаний танка LIMA в Андах. Была, правда, небольшая пауза, которая случилась в ходе печально известных Мюнхенских переговоров. Тем не менее, перуанцам повезло: 4 ноября 1938 года шесть LTP в порту Гамбурга были загружены на пароход «Патрия», который прибыл в Кальяо 7 декабря. Там машины встретили представители ČKD, которые организовали учебные курсы для перуанских экипажей. Оставшиеся 16 танков были готовы в ноябре 1938 года. После программы испытаний они тоже были отправлены на нескольких судах в Южную Америку. Последняя партия пришла в Перу 27 февраля 1939 года. Как раз за считанные недели перед оккупацией Чехословакии.


Перуанцам было чем гордиться - к весне 1939 года они стали обладателями крупнейшего в регионе парка танков. И очень неплохих танков.

После событий 15 марта 1939 года у перуанских военных образовался небольшой "бонус". После оккупации Чехии Германией большая часть представителей ČKD предпочла не возвращаться на родину, а остаться в Перу. Это оказалось на руку перуанцам, поскольку их танковый батальон пополнился знающими технику специалистами. Собственно говоря, им было что обслуживать: LTP были не единственными закупленными чехословацкими машинами. Также Перу из Чехословакии прибыли тягачи Praha T6 и грузовики той же марки, Оплатка свои деньги отработал как надо. Ну а Перу теперь имела весомый аргумент в разговоре с соседями.

Еще в 1940 года начались столкновения между Перу и Эквадором. Сначала они носили локальный характер, но 5 июля 1941 года началась настоящая война. Спустя три недели, 23 июля 1941 года, состоялся боевой дебют танков чехословацкого производства в Латинской Америке. Танковый батальон, среди личного состава которого было немалое количество чехов, атаковал эквадорские войска в направлении портового города Пуэрто-Боливар. Противопоставить им эквадорцы ничего не могли, так что успех оказался ошеломляющим. Танки сыграли одну из ключевых ролей в войне. По итогам перемирия, подписанного 29 января 1942 года, к Перу отошла почти половина территории Эквадора — 278 тысяч квадратных километров. Перуанцы явно не пожалели, что в 1935 году начали переговоры с Оплаткой.


В боях на территории Эквадора. Кстати, ручной пулемет у солдата тоже чехословацкий.

Остается добавить, что служба Tanque 39 продолжалась очень долго. Отдельные машины были на ходу еще в 1988 году, их использовали в противопартизанских операциях. Долгой службе способствовала закупка запчастей, которая произошла в начале 50-х годов. Ну а примерно половина из Tanque 39 дожила до наших дней, причем некоторые еще на ходу.

Статья по Tanque 39: https://warspot.ru/7877-predlozheniya-ot-kotoryh-trudno-otkazatsya
Tags: история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments