sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Category:

Безбашенная качалка по-шведски

Оригинал взят у yuripasholok в Безбашенная качалка по-шведски

Когда шведы сами брались за танки, на свет появлялись весьма странные конструкции. Собственно говоря, уже к концу Второй мировой войны шведы, используя "наследство" Отто Меркера, начали сооружать нечто странное. Это касалось вооружения - с завидным постоянством они хотели воткнуть что-то с магазинным питанием, дабы пушка имела возможность "выплюнуть" серию выстрелов, не оставляя противнику ни единого шанса на выживание. При этом танк оставался в пределах 25 тонн боевой массы, ибо с моторами у шведов дела обстояли не очень.

Та же самая концепция переродилась в 50-е годы в танк, более известный как EMIL. Изначально у шведов, которые решили подсмотреть идеи у французов, с которыми тогда плотно сотрудничали. Поначалу всё выглядело заманчиво - 120-мм пушка, магазинное заряжание, очень хорошие углы склонения, бронирование на уровне тяжелого танка (лоб корпуса 70–120 мм, башни 125–200 мм), и всё это при проектной массе 28 тонн. Но... как гласит поговорка, гладко было на бумаге. А дальше начались типовые хотелки, которые довели дело до очевидного финала. Сделали шасси, именовавшееся как Krv, но не смогли в башню и вооружение. Да и масса дошла до почти 50 тонн. В общем, 10 лет работ по танку нового поколения превратились в былинный отказ. И это Landsverk, которая до того была безоговорочным лидером шведского танкостроения. Там, правда, с башней и вооружением обделалась Bofors, но ведь и шасси получилось "не очень".

Со стороны шведской армии работы по данной теме курировались Департаментом вооружений (KATF, он же Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning). Непосредственным лицом, который занимался проектом EMIL/Krv, был Свен Берге, к тому моменту имевший большой опыт работы в KATF. Он осознавал, куда всё движется, посему стал прорабатывать концепцию боевой машины иного типа. Во многом она соответствовала исходным тактико-техническим требованиям начала 50-х годов. Согласно им, машина должна была иметь боевую массу 30 тонн, 105-мм пушку в качестве основного вооружения, автомат заряжания, а также обладать высокой подвижностью и защищённостью. Проблема была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тонн боевой массы не представлялось возможным. А решением проблемы стала "Альтернатива S", то есть создание танка без башни. Таковым оказался Strv S, он же Strv 103, принятый на вооружение в 1967 году. До сих пор этот танк носит звание самой странной послевоенной боевой машины. Хотя странной она кажется лишь отчасти.



Итак, как уже говорилось, требовалась 30-тонная боевая машина со 105-мм пушкой, которая должна была иметь большие углы склонения, а также механизированное заряжание. При этом уровень броневой защиты предполагался высоким - не хуже тогдашних средних танков. Собственно, выбранная Берге схема корпуса позволила решить проблему защищенности. Броня вроде тонкая (верхняя лобовая деталь имела толщину 40 мм), но угол ее наклона составлял 12 мм к горизонтали, так что приведенная толщина оказывалась ого какая. Даже 105-мм пушка L7 ее пробивала с затруднениями (а позже, после установки "ребер", и вовсе перестала пробивать). Клиновидный корпус при этом обеспечивал вполне комфортное размещение экипажа. Экипажа весьма странного: командир/водитель/наводчик, водитель/наводчик и дополнительный водитель, задача которого была ехать задним ходом.


Strv 103 нулевой серии

Наведение орудия (жестко закрепленного в корпусе) по горизонтали обеспечивалось поворотом корпуса. Собственно, французы такое реализовали еще в 20-е годы на Char B, но там орудие хотя бы наводилось по вертикали. Свен Берге решил это просто и бесхитростно. Используя регулируемую подвеску, которую сам же и придумал. Используя гидропневматическую подвеску, удалось обеспечить ту самую наводку. Причем проблем с ее использованием у экипажей Strv 103 не было. Это наглядно демонстрируется на разных шоу как в Швеции, так и в других странах, где сейчас есть Strv 103.


Принцип работы подвески Strv 103

Собственно говоря, выбор Strv S как той машины, которую решили реализовывать в металле, выглядит странным лишь отчасти. Во-первых, ликвидация башни позволила существенно снизить массу танка, а также его высоту. При этом уж совсем низким Strv 103 не назовешь - 2140 мм по командирскую башенку, Т-54 выше максимум сантиметров на 15. Поэтому внутри боевого отделения Strv 103 вполне просторно, а это весьма важный показатель. Во-вторых, местный ТВД весьма специфичен, потому и форма Strv 103, а также его особенности, вполне вписываются в боевые действия на столь специфичном театре боевых действий. В-третьих, углов склонения (до -10 градусов) вполне хватало для того, чтобы обеспечивать тактику "вылез-плюнул-уехал", а таких мест в Скандинавии, где можно ее применять, хватает. В-четвертых, отсутствие башни позволило сделать вполне приличный боекомплект - 50 выстрелов, да и 62-калиберная пушка имеет небольшой вылет за пределы корпуса. В общем, плюсов у данной платформы вполне хватало.


Максимальный угол возвышения

Сначала, для обкатки технологий, построили два опытных образца, Strv S1 и Strv S2. Несмотря на то, что машины испытывали в хвост и гриву, обе машины сохранились. Следом были построены 10 танков нулевой серии. Построили первую такую машину к началу октября 1963 года. Следует отметить, что Landsverk тут оказалась не при делах, Strv 103 был вотчиной Bofors. Как раз на танках нулевой серии шведы реализовали систему, очень похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал в годы Второй мировой войны. Танк получил раскладную коробчатую конструкцию, обеспечивавшую ему плавучесть. Правда, на них она появилась далеко не сразу. 10 танков нулевой серии, построенные с осени 1963 по начало 1964 года, постоянно подвергались переделкам. В изначальной конфигурации у них не было устройства для преодоления водных преград, командирские башенки оказались аналогичны опытным танкам, а количество курсовых пулемётов сократилось до двух. Впрочем, некоторое время шведы думали установить с правой стороны крупнокалиберный пулемёт, но дальше макетов дело не продвинулось. Также танки получили дополнительный узел крепления пушки, который переделывался как минимум один раз.


Максимальный угол снижения. У танка еще справа стоит макет малокалиберной пушки, которую так и не поставили.

Нулевую серию строили не зря. Аналогично первым двум прототипам, эти машина постоянно переделывались, посему те танки, что дожили до наших дней, сильно отличаются от исходников. Ближе всего к исходному миру танки из Сомюра. Такова типовая судьба опытных машин. Тем не менее, три танка выжило, причем в Швеции сейчас только один. Второй в Сомюре, а третий в "Патриоте".

Статья по Strv 103: https://warspot.ru/7905-udivitelnyy-tank-strv-103

Tags: история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments