sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Средний штурмовик по-немецки

Оригинал взят у yuripasholok в Средний штурмовик по-немецки

Одной из особенностей немецкой бронетанковой техники военного периода было то, что у немцев имелось большое количество самоходной артиллерии. При этом часть ее было, можно сказать, импровизированной, но имелись и образцы, построенные так изначально. То есть не как некий быстрый эрзац на устаревшей базе, а вполне осознанная разработка, которая с самого начала подразумевалась для вполне определенных целей. Причем было их выпущено приличной количество, больше того, по сути один из представителей подобной самоходной артиллерии стал самым массовым образцом немецкой бронетехники.

Речь идет, разумеется, о самоходной артиллерийской установке Sturmgeschütz III, или StuG III. Ее крёстным отцом стал Эрих фон Манштейн, который в июне 1936 года сформировал своё видение "штурмовой артиллерии". Эти боевые машины должны были сопровождать пехотные части, вместе с тем, применять их предполагалось небольшими группами - взводами. В виду прямого контакта с вражескими позициями штурмовая артиллерия должна была иметь хорошую броневую защиту, так что база стала понятной довольно быстро - Pz.Kpfw.III. А по хорошему счету, штурмовое орудие Манштейна было "бюджетным" вариантом Pz.Kpfw.IV, только вместо танковых частей эти САУ должны были относиться к пехоте. Концепция быстро нашла понимание наверху: уже 15 июня 1936 года командование In.4 (артиллерия) выдало задание на разработку такой боевой машины. Правда, проблемы с базой Pz.Kpfw.III заставили несколько задержать выпуск опытных образцов машины. Так что первые 5 опытных образцов Pz.Sfl.III (s.Pak) были готовы ближе к осени 1939 года.

Полноценные работы по StuG III начались ближе к концу 1939 года. Daimler-Benz получила контракт на выпуск 30 самоходных установок. Первое шасси было готово в декабре 1939 года, но в реальности первую StuG III Ausf.A сдали уже в январе 1940 года. При этом выпуск был скромный - лишь в апреле 1940 года тем вырос до 10 машин в месяц. Так что партию из 30+6 StuG III Ausf.A сдавали почти полгода. В результате следующую версию машины решили выпускать на другом заводе - Alkett. Данный вариант, StuG III Ausf.B, стал самым массовым среди "короткоствольных" StuG, а также самым используемым ранним StuG на советско-германском фронте.



Если StuG III Ausf.A еще использовала шасси Z.W.38 с 10-скоростной КПП, то "основная" модифицикация выпускалась уже с учетом всех тех болячек, что выявились во время эксплуатации Pz.Kpfw.III Ausf.E/F. Прежде всего, это касается трансмиссии. Аналогично Pz.Kpfw.III Ausf.H, который, кстати, пошел в серию позже, на StuG III Ausf.B поставили 6-скоростную коробку передач ZF S.S.G.77, так что быстрее 40 км/ч машина уже не ездила. Впрочем, оно было и не особо надо, особенно с учетом того, что на скоростях выше 40 км/ч начиналось постепенное разрушение бандажей опорных катков. Кстати говоря, новая трансмиссия (точнее старая новая - на более ранних версиях Pz.Kpfw.III стояла S.S.G.76, то же самое, но иначе смонтированная) была не единственной вещью, которая появилась раньше Pz.Kpfw.III. На StuG III Ausf.B поставили усиленную ходовую часть, с учетом того, что боевая масса достигала 22 тонн, вещь необходимая. Также с самого начала производства StuG III была лучше защищена, чем базовый танк. Толщину лобового листов довели до 50 мм, так что 3,7 cm Pak и аналогичные орудия не пробивали самоходку даже в убор. Это, кстати, показали и испытания обстрелом StuG III Ausf.B в СССР.


StuG III была пехотной альтернативой Pz.Kpfw.IV - без башни, но более низкой и более защищенной.

Уже с осени 1940 года выпуск существенно вырос. Выпуск данных САУ в Шпандау начался с июля 1940года, в сентябре Alkett сдал 29 машин, в октябре и ноябре по 35 штук, в декабре 21, а в январе 1941 года 44 штуки. При этом Alkett продолжали периодически привлекать и к выпуску Pz.Kpfw.III, и к выпуску других САУ. Окончательно выпуск машин с номерами шасси 90101-90350 закончился в марте 1941 года. Далее последовала "допечатка" в виде еще 50 машин, с номерами шасси 90501-90550. Их сдали в марте-апреле 1941 года. В целом же надо отметить, что темп выпуска StuG III сравнялся, а позже даже превысил, объёмы производства Pz.Kpfw.IV. При этом танк шел в, естественно, танковые части, а StuG III - в штурмовые дивизионы, относящиеся к артиллерии. Посему даже форма самоходчиков по цвету отличалась от танковой. Надо сказать, что Гедериан по этому счету сильно шумел, и в общем-то был прав. Дело в том, подобными действиями затруднялось снабжение и ремонт, но артиллерия на это плевать хотела. Собственно, артиллеристы - они примерно везде одинаковые. Прямо как итальянская компартия, с успехом преодолевающая трудности, которые сама себе создала.


"Это хорошо, что вы такой серый и плоский". StuG - это не только поддержка пехоты, но и удобная маршрутка.

В феврале 1941 года организационную структуру штурмовой артиллерии поменяли. Как раз тогда машина окончательно стала именоваться Sturmgeschütz, то есть штурмовое орудие. Впрочем, организационная структура в основном менялась с точки зрения машин сопровождения, то есть полугусеничных подвозчиков боеприпасов Sd.Kfz.252 и машин артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz.253. А так штатно батарея штурмовых орудий включала 6 StuG, а дивизион - 3 батареи. В апреле 1941 года в каждой батарее появилось по одной машине - командирской. В целом же объём выпуска и небольшое число машин в дивизионах позволило получить к 22 июня 1941 года 11 дивизионов и 5 отдельных штурмовых батарей. Они приняли самое активное участие в нападении на Советский Союз. При этом желание немецкой артиллерии быть "сильной и независимой" столкнулось с жесткой реальностью. Дивизионы StuG III, в которых основной были как раз StuG III Ausf.B, чаще действовали как раз с танковыми частями. То есть артиллеристы лишь усложнили жизнь и себе, и танкистам, и зампотехам. Причем очень похожие процессы были и в советской самоходной артиллерии. У нас ГБТУ КА удалось отвесить пенделя ГАУ КА и отобрать САУ под своё крыло весной 1943 года. Как не крути, а самоходная артиллерия - она уже немного не просто пушка.


Иные StuG III Ausf.B оставались в строю и в 1943 году.

С точки зрения боевых качеств StuG III Ausf.B оказались удачными боевыми машинами. Они были куда менее уязвимыми к огню легкой противотанковой артиллерии, плюсом являлся низкий силуэт, а мощи орудия хватало для борьбы с танками, имевшими противопульную броню. Впрочем, против Т-34 и КВ этого орудия было уже недостаточно. Еще одним минусом стало наличие амбразуры про панораму, туда снаряды прилетали далеко не один раз. В целом же самоходку хорошо приняли в войсках. Самое же главное, что шасси StuG III оказалось более расположенным и к усилению броневой защиты, и к усилению вооружения. Поэтому базовый танк StuG пережила на 2 года. Что же касается StuG III Ausf.B, то до наших дней дожили только отдельные фрагменты этих машин.

Изучение StuG III Ausf.B в СССР: https://warspot.ru/5570-shturmovik-perednego-kraya

Tags: Вторая мировая, самоходная артиллерия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments