sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Хитрости с компоновкой

Оригинал взят у yuripasholok в Хитрости с компоновкой

Так сложилось, что обычно танк нового поколения получается более тяжелым и крупным предшественника. Советское танкостроение в этом смысле не было чем-то исключительным. На смену БТ-7, имевшего массу 13 тонн (БТ-7 уже весил больше 14,5) пришел Т-34, чья боевая масса была уже больше 25 тонн. При этом масса танка постоянно росла, постепенно приближаясь к 30 тоннам. Надо сказать, что в ГАБТУ КА пытались этот самый рост ограничить, понимая, что ничего хорошего не будет. Но потенциальные сменщики Т-34 всё равно получались слишком тяжелыми. Между тем, уже к 1943 году появилась очень нехорошая тенденция, когда у Т-34 расслаивались бандажи опорных катков. Виной тому было, прежде всего, превышение массы.

А.А. Морозов, возглавлявший КБ-520 на заводе №183, отлично понимал, куда всё идет. Поэтому он и выступал резко против расширения башенного погона на Т-43, который предполагался как сменщик Т-34. Согласно расчётам, боевая масса доработанной, по требованию ГБТУ КА, машины составила 33,5 т (для сравнения, Т-34 к маю 1943 года имел боевую массу 31 т). Это повлияло и на удельное давление на грунт, и на подвижность машины. Тем не менее, в ГБТУ КА настояли на своём, более того, к танку выдвинули дополнительные требования. Теперь толщина лба корпуса составляла 90 мм, а в башне прописывалась 85-мм пушка Д-5Т. Всё это привело к тому, что боевая масса танка составила бы 35 тонн. Это уже был тупик. По сути Т-43 умер именно в тот момент, когда ужесточились требования к броневой защите и вооружению.
Между НКТП, ГБТУ КА и заводом №183 в это время шла бурная переписка. Понимая, что работы по Т-43 постепенно заходят в тупик, осенью 1943 года коллектив во главе с А.А. Морозовым начал работу над принципиально иной машиной. Ближе к концу 1943 года то, что из Т-43 уже ничего не получится, поняли и в ГБТУ КА. 27 ноября 1943 года были составлены тактико-технические требования на новый средний танк. При тех же требованиях к вооружению и защите, что и к улучшенному Т-43, его боевая масса оценивалась в 30 т. Так начинались работы по Т-44 — принципиально иной машине, которую с Т-43 роднила только башня, да и то на начальном периоде разработки. Это была машина-революция, которой, впрочем, для постановки на конвейер пришлось пройти долгий путь эвлолюции.



Попытки улучшить Т-34 упирались в то, что корпус имел вполне определенные параметры по габаритам. Немцы решили это путем переноса трансмиссии в носовую часть корпуса, благодаря чему боевое отделение сдвинули ближе к центру. Но имелось немало недостатков. Это и тесное отделение управления, и всё повышавшиеся сложности с обслуживанием трансмиссии (верх садизма - это замена на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E коробки передач), да и при повреждении миной переднего катка танк сам уже уехать не мог. Удлинять корпус не могли, ибо это повышение массы, да и управляемость ухудшилась бы. Требовалось нестандартное решение, и на него в Нижнем Тагиле всё же пошли. Единственным способом сделать это являлось поперечное размещение силовой установки. Для советского танкостроения это было не впервой: при создании танка сопровождения пехоты МС-1 также решили разместить двигатель поперечно. Одновременно это значительно снижало массу машины, поскольку корпус получался короче. Вот только проворачивать это требовалось с уже имеющимися агрегатами, прежде всего это касается мотора В-2.


Опытный образец Т-44 с характерной "будкой" механика-водителя.

Работы по Т-44 стартовали после того, как нарком танковой промышленности В.А. Малышев рассмотрел эскизный проект машины. Согласно проекту, за счёт поперечного расположения силовой установки, а также небольшого расширения корпуса удалось установить башню с диаметром погона 1800 мм. Также снижалась высота корпуса, а механик-водитель размещался в специальной рубке, при этом люк находился на крыше рубки. Благодаря наличию в створке люка механика-водителя перископического прибора наблюдения обзорность значительно улучшалась. 22 ноября 1943 года Малышев подписал приказ по НКТП №705сс «О постройке опытного образца танка Т-44 конструкции завода №183». Согласно приказу, заводу №183 разрешалось изготовить два образца машины, сроком изготовления указывалось 1 февраля 1944 года. При этом в ГБТУ КА вывалили целую гроздь своих хотелок, которые были попросту нереальны. Морозов смог отстоять 5-скоростную механическую коробку передач. Конечно, её требовалось переделывать ввиду изменения компоновки, но это была меньшая проблема, чем планетарная КПП, которую доводили уже не первый год. Проигнорировали на заводе №183 и ряд других пунктов требований ГБТУ КА. Касалось это и усиления броневой защиты, и зенитного пулемёта. Не встретила понимания и идея установки пулемёта ГВГ. В общем, танк был результатом компромисса.


Заметно, насколько Т-44 получился низким

На практике вместо двух образцов танка построили три. Два из них имели 85-мм орудия Д-5Т, а еще один - немного измененный вариант 122-мм пушки Д-25Т (Д-25-44). При этом две машины с Д-5Т имели разный диаметр погона - 1600 и 1800 мм. Сборка первых двух опытных образцов Т-44 завершилась ближе к концу января 1944 года. Первым на заводские испытания вышел опытный образец с башней, имевшей диаметр погона 1800 мм и орудие Д-5Т. Взвешивание показало, что боевая масса составляет 30 400 кг, то есть почти на полтонны больше, чем показывали расчёты. Тем не менее это всё равно оказалось на тонну меньше, чем боевая масса серийного Т-34 с двухместной башней и орудием Ф-34. Второй опытный образец с башней, имевшей диаметр погона 1600 мм, взвешиванию не подвергался.Испытания показали не только меньший расход топлива и бо́льшую среднюю скорость, но и снижение усилий на рычаги управления. У Т-34 они составили 20-24 кг, а у опытного Т-44 — 13-16 кг. Более высокой оказалась обзорность из смотровых приборов, особенно существенной была разница по обзорности с места механика-водителя.


Очевидная разница по высоте при схожих характеристиках защиты. да и разница по масса в 1,5 раза.

С первого раза, впрочем, Т-44 не получился. Полигонные испытания выявили ряд недостатков, в том числе и неустранимые. Выяснилось, что центр тяжести сместился назад, причём довольно сильно — это влияло на ходовые качества танка на бездорожье. Кроме того, масса нареканий возникла в отношении системы охлаждения. Обдув двигателя и масляного бака холодным воздухом оказался недостаточен, кроме того, масляный бак находился рядом с выхлопной системой, которая его дополнительно нагревала. В результате температура масла даже в зимне-весенних условиях достигала 110 градусов. В ходе испытаний наблюдались проблемы с приводом вентилятора, который неоднократно ломался. Имелись претензии к надёжности работы гитары (привод от двигателя к КПП) и бортовым редукторам. Никуда не делась и главная проблема машин с ходовой Т-34 — разрушение резиновых бандажей опорных катков. Но самым худшим недостатком стала недостаточная броневая защита корпуса. Будку механика-водителя снаряды поражали с завидным постоянством, идея оказалась плохой. Так что завод №183 получил задание танк доработать. Всего Т-44 прошел три итерации, прежде чем стал серийной машиной. Но главное, что по итогу ей стал.

Статья по первым опытным Т-44: https://warspot.ru/14932-shag-v-nuzhnom-napravlenii

Tags: СССР, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments