sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Применение немецкого наследства

Оригинал взят у yuripasholok в Применение немецкого наследства

Швеция первые полтора десятка лет существования собственных танковых сил старалась придерживаться либо пути закупки зарубежных танков, либо пути использования зарубежных специалистов. И если закупка зарубежных танков отчасти оказалась тупиковым вариантом (по крайней мере, на определенном этапе), то привлечение зарубежных специалистов дала, в итоге, свои результаты. Ко второй половине 30-х годов шведы получили весьма сильную конструкторскую школу, причем за счет немцев. Дело в том, что AB Lansdsverk, основной производитель танков и броневиков шведской разработки, являлся собственностью немецкой GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb), которой также принадлежал и MAN. Каких-то особенных дивидендов немцы не получили, но при этом Отто Меркер, немецкий конструктор, работавший на GHH, являлся и главным конструктором Landsverk. И как ему Швеция обязана появлению удачных танков своей разработки.

После нескольких экспериментов, в 1935 году, Landsverk создала революционный танк - L-60. Данная машина стала первым в мире серийным (условно, конечно) танком с торсионной подвеской, которую разработали на Porsche. Получился очень удачный образец легкого танка, который первоначально предназначался на экспорт, но и шведская королевская армия положила на него глаз. Немцы с этой машины получили только один профит - подвеску. Она позже оказалась на целом ряде танков. А еще подвеску с L-60 подрезали в СССР, советскую версию разработал Н.Ф.Шашмурин. Впрочем, поначалу с принятием на вооружение танка L-60 сами шведы не спешили. Только после того, как первый из L-60 отправился в Ирландию, шведские военные, наконец, обратили на отечественный танк пристальное внимание. Заказ на его шведскую модификацию, получившую обозначение Landsverk L-60S, был оформлен в июле 1936 года. 10 сентября 1937 года было принято решение о закупке шведской армией пятнадцати танков, получивших заводское обозначение L60-S, а армейское – Strv m/38. Они стали первыми чисто шведскими танками, выпущенными тиражом более десяти экземпляров.



Надо сказать, что Strv m/38 и Landsverk L-60 были не одним и тем же. Согласно требованиям шведской армии, вместо немецкого мотора Büssing-NAG L8V-G на них были установлены шведские моторы Scania-Vabis typ 1664 мощностью 142 л.с. Он был чуть больше, чем Büssing-NAG L8V-G, но при этом имел очень похожие характеристики. В связи с этим длина корпуса увеличилась до 4,8 метров. Кроме того, весьма существенно отличалась и башня. Дело в том, что разработанный для Ирландии L-60 не имел радиостанции. Поскольку в корпусе места для размещения рации не нашлось, оставалось единственное место – башня. Но и здесь свободного пространства для весьма важного элемента оснащения современного танка просто не оказалось. Создание кормовой ниши в башне для установки туда рации было очевидным способом решить эту проблему.


Strv m/38 №77, последняя серийная машина данного типа.

Существенная разница была и в вооружении. Первоначально Landsverk ставила на танки 37-мм пушку Bofors, но ближе к середине 30-х годов там решили заменить ее на 20-мм автоматическую пушку Madsen. Она имела вполне приличное пробитие, да еще и стреляла очередями. Но шведские военные решили, что лучше всё же поставить на Strv m/38 пушку Bofors m/38 калибра 37 мм. Мало того, что эта пушка была куда мощнее, так ещё и выпускалась она в самой Швеции, что снимало риск внезапного прекращения поставок орудий из Дании. Вот в таком виде машину и пустили в серию. Серийное производство Strv m/38 началось на Landsverk 25 августа 1938 года, а последний танк с серийным номером 77 был изготовлен в марте 1939 года. Темпы выпуска, мягко говоря, не потрясали воображение, что в итоге заставило шведских военных искать альтернативу для отечественного танка за рубежом. Вместе с тем, для шведской индустрии вполне себе цифра.


Strv m/38 на обслуживании.

С 1939 года начались поставки данных танков в строевые части. Первые восемь Strv m/38 поступили в Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк (Göta livgarde, I 2), дислоцировавшийся в Стокгольме. Осенью 1939 года его матчасть перешла в другие формирования. Первым из них стал Скараборгский пехотный полк (Skaraborgs regemente, I 9) в Шёвде. В 1942 году этот пехотный полк, существовавший с 1624 года, был переформирован в Скараборгский танковый полк (Skaraborgs pansarregemente, P 4). Остальные танки отправились в Сёдерманландский пехотный полк (Södermanlands regemente, I 10), который дислоцировался в Стренгнесе. Эта часть тоже имела богатую историю и вела родословную с 1634 года. В 1942 году полк I 9 также был переформирован в танковый полк (P 3). Из этого числа 2 танка дожили до наших дней - №63 стоит в Arsenalen, а №66 оказался в военном музее Хассельхолм.


Машина с серийным номером 70 на зимних учениях.

Несмотря на малую серию, Strv m/38 вписал своё имя в историю мирового танкостроения. Это была вполне удачная машина, которая послужила базисом для изготовления целого семейства танков, как легких, так и средних. "Доили" конструкцию Отто Меркера долго, да и служба Strv m/38 оказалась долгой. С вооружения их сняли только во второй половине 50-х годов.

Статья по Strv m/38: https://warspot.ru/7088-kachestvenno-i-ochen-dorogo
Tags: история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments