sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Category:

Первый советский пневмоколёсный гидравлический экскаватор

Оригинал взят у mib55 в Первый советский пневмоколёсный гидравлический экскаватор

Во второе воскресенье августа, отмечается День строителя, поздравляю всех причастных с праздником! А в качестве подарка будет пост про одну из классических советских строительных машин - экскаватор ЭО-3322. Экскаваторы на пневмоколёсном ходу - один из наиболее универсальных типов землеройной техники. В СССР до 1970-х в этом классе выпускались только машины с механическим приводом оборудования, но во второй половине 1960-х была разработана более совершенная модель экскаватора, имеющая гидравлический привод, и с 1970 года новая машина, получившая индекс ЭО-3322, начала выпускаться сначала на Ленинградском экскаваторном заводе, а потом и на Калининском экскаваторном заводе. Базовым оборудованием ЭО-3322 была обратная лопата с ковшом ёмкостью 0,5 кубометра.



В задней части полноповоротной платформы экскаватора располагается дизельный двигатель СМД-14 мощностью 75 л.с., приводящий в движение сдвоенный насос гидравлической системы, с помощью которой выполняются все рабочие операции, а также привод ходовой части машины. Всё управление экскаватором осуществляется из кабины машиниста. Кабина имеет большую площадь остекления для обеспечения хорошего обзора, а также оборудована отопительно-вентиляционной установкой.



Ходовая часть ЭО-3322 - двухосная полноприводная, передняя ось - управляемая. Максимальная скорость передвижения экскаватора своим ходом - 20 км/ч, также он может передвигаться на буксире за грузовым автомобилем со скоростью до 40 км/ч. Экскаватор оборудован полным комплектом светотехники, включая указатели поворота. На задней части ходовой тележки видны откидные опоры, а также закреплённое дышло для буксировки, само буксировочное устройство находится в передней части тележки.



Экскаватор в рабочем положении - поворотная платформа повёрнута назад относительно ходовой тележки, установлены откидные опоры. Максимальная глубина копания - 4,2 метра, наибольшая высота выгрузки ковша - 4,8 метра.



По данным заводской таблички, этот экскаватор относится к модификации ЭО-3322Б и был выпущен в 1982 году на Калининском экскаваторном заводе, неплохой срок службы у него получился. И это не единичный случай - в 2000-х мне попадались в работе и другие ЭО-3322, явно выпущенные ещё в 1980-х, в большинстве случаев это были машины, выпущенные на Калининском заводе. Далее - фотообзор экскаваторов ЭО-3322 различных модификаций, встретившихся мне в Омске и Омской области, а также в других регионах.



ЭО-3322 на службе у коммунальщиков, ведёт какие-то раскопки коммуникаций во дворе жилого дома.



Этот экземпляр, работавший в одном из омских СМУ, интересен нестандартным расположением стеклоочистителя кабины.



А этот ухоженный экземпляр работал на строительстве нового корпуса ТЦ "Континент".



Порядком ушатанный ЭО-3322 трудился на погрузке песка. Кабина явно пострадала в процессе работы - передняя рама со стеклом самодельная.



Ещё один омский экскаватор, с нанесённым на стреле названием модели.



Рядом две классических советских машины: бульдозер ДЗ-42 на базе трактора ДТ-75М и экскаватор ЭО-3322.



Кроме уже упомянутой модификации ЭО-3322Б, выпускались ещё модификации "А", "В", "Д" "Е" и "И". Разные модификации отличались в основном внутренней начинкой: двигатель, гидравлика, система управления, так что внешне их отличить непросто, так что надо смотреть на заводскую табличку, находящуюся на внешней стенке кабины у двери.



Как видно по табличке, на фото выше - экскаватор ЭО-3322Д, выпущенный Калининским заводом в 1988 году.



Ещё один ЭО-3322Д, встреченный в пригороде Омска, в чьём-то частном хозяйстве.



Многие ЭО-3322 использовались в разных организациях Омской области, этот работал на птицефабрике в посёлке Морозовка. Интересно, что на нём на момент съёмки сохранился старый советский номер 30-39 ОС.



ЭО-3322 из посёлка Конезаводский располагался по соседству с тракторами и комбайнами. В сельской местности такие экскаваторы применялись как для общестроительных, так и для мелиоративных работ.



На севере области, в посёлке Тевриз, был замечен вот такой чумазый экземпляр.



ЭО-3322, встреченный в райцентре Русская Поляна, был примечателен тем, что вместо родной кабины рукастые сельские механизаторы вкрячили кабину от сельскохозяйственного погрузчика ПЭА-1.



На одной из областных трасс мне попалась живая иллюстрация возможности буксировки пневмоколёсного экскаватора грузовым автомобилем, в данном случае это был КамАЗ-5320.



В посёлке Иртышский был обнаружен экскаватор, который был полуразобран - то ли для ремонта, то ли уже на запчасти.



Это была модификация ЭО-3322И, она выпускалась только на Калининском заводе. Этот экскаватор был произведён в 1990-м году, а вообще их производство на Калининском (позже - Тверском) экскаваторном заводе продолжалось по одним данным, до второй половины 1990-х, а по другим, аж до 2001 года.



Перейдём к другим регионам - вот экскаватор из Новосибирска.



А этот ЭО-3322Б повстречался мне в 2010 году в Бийске. Редкий экземпляр - он был выпущен на Ленинградском экскаваторном заводе, на что указывает отлитая на противовесе надпись - "ЛЭЗ ЭО-3322Б". Ленинградский завод выпускал экскаваторы только до 1987 года, поэтому до 2000-х дожили немногие машины производства этого завода.



Даже те экземпляры ЭО-3322, которые были встречены в самой Ленинградской области, все были Калининского производства, вот один из них.



Экскаватор из Калуги. На борту кузова нанесена шпаргалка по звуковой сигнализации при работе: "1 дл - начало погрузки, 2 дл - конец погрузки" и пр.



ЭО-3322И 1990 г.в. из города Ясногорска Тульской области.



Самый свежий встреченный ЭО-3322 попался мне во Владимире в прошлом году. Вместо ковша на его стреле был установлен гидромолот, скорее всего модели СП-71, это оборудования является штатным для ЭО-3322. Кроме гидромолота, на экскаваторе может также монтироваться зуб-рыхлитель, грейферное или погрузочное оборудование.



На смену ЭО-3322 на Калининском экскаваторном заводе совместно с ВНИИстройдормашем была разработана новая модель ЭО-3323, производство которой началось в 1983 году, но из-за ряда причин получилось так, что новая модель долгие годы выпускалась параллельно с модернизированной старой. Есть у меня фотоматериал и по ЭО-3323, но это тема для отдельного рассказа.

Tags: СССР, авто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments