sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу

Оригинал взят у varjag2007su в Поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу


17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика»
первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса. Иностранное судно смогло повторить это достижение лишь спустя 15 лет.

Ледокол был заложен на Балтийском заводе Ленинграда 3 июля 1971 года. В создании «Арктики» принимали участие более 350 предприятий, КБ и НИИ всего СССР.

Впервые корабль спустили на воду в декабре 1972 года и после трёхлетних ходовых испытаний 25 апреля 1975 года на нём подняли государственный флаг, и ледокол приняли в эксплуатацию.

Водоизмещение «Арктики» составляло 23000 тонн. Корабль развивал скорость на открытой воде до 20 узлов (40 км/ч) и 2-3 узла во льдах толщиной 3 м. На судне было установлено два ядерных реактора мощностью 171 МВт каждый, один из которых использовался как резервный.

Реакторный отсек ледокола «Арктика»

Реакторный отсек ледокола «Арктика»


Борта были сделаны полукруглыми, что не давало льду раздавить судно, и имели толщину 100 мм. Автономность плавания до перезагрузки ядерного топлива составляла 4 года. Запас воды и провизии позволял находиться без захода в порт на протяжении 8 месяцев. Экипаж ледокола состоял из 150 человек. Морякам были созданы все условия для длительного плавания. На корабле имелся кинозал, спортзал, бассейн, музыкальный и шахматный салоны, библиотека, две сауны, парикмахерская, бытовая мастерская, медсанчасть с хирургическим и стоматологическим кабинетами. Для ледовой разведки на судне находился собственный вертолёт МИ-2. Первым капитаном «Арктики» был назначен Юрий Кучиев, начавший свою службу в 1941 году простым матросом на буксире, а впоследствии служивший капитаном ледокола «Ленин».

Капитан атомного ледокола «Арктика» Юрий Кучиев

Капитан атомного ледокола «Арктика» Юрий Кучиев

С 1975 по 1977 год «Арктика» участвовала в проводке караванов судов во льдах Северного морского пути, и экипаж набрался опыта ледового плавания.

Подготовка к ледовому походу проходила в Мурманском пароходстве. Руководил экспедицией министр морского флота Тимофей Гуженко.

Ходовая рубка ледокола, 1977 год

Ходовая рубка ледокола, 1977 год

9 августа «Арктика» начала свой поход легендарный поход. Кроме экипажа, в экспедиции приняли участие 57 учёных и специалистов из Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, Рижского института гражданской авиации, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Первоначально большинство членов экипажа не знало о цели похода и о том, что ледокол идёт к Северному полюсу. Им сообщили об этом только после прохождения пролива Вилькицкого. Разработкой маршрута руководил известный полярник Илья Романов.

14 августа «Арктика» вошла в многолетние льды. Капитан Кучиев вспоминал: «С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров - такие нам преодолевать не приходилось…» 16 августа в массиве пакового льда дважды произошло заклинивание ледокола, но ему удалось преодолеть эту преграду. В 4 часа утра 17 августа ледокол оказался в географической точке Северного полюса. Два члена экипажа спустились на лёд и установили 10-метровую стальную мачту для поднятия флага. Спустя несколько часов с корабля спустились члены экипажа во главе с капитаном и торжественно подняли государственный флаг СССР. Капитан Кучиев прикрепил к стальной мачте древко от флага экспедиции Георгия Седова, не дошедшей до полюса. Корабль провёл на Северном полюсе 15 часов и отправился обратно в Мурманск. За время похода к Северному полюсу ледокол прошёл 3852 морских мили, из них 1200 миль по многолетнему льду.

Во время экспедиции было проведено множество научных исследований. Впервые была использован аппаратура для измерения толщины льда, изучено взаимодействие корпуса корабля со льдами и его проходимость при различной толщине ледового поля, опробована система спутниковой навигации. Покорение Северного полюса доказало возможность круглогодичной навигации по Севморпути. Поход закончился 22 августа в Мурманске. Все его участники были награждены орденами и медалями. Министр флота, капитан, главный механик и старший мастер атомной установки получили звание Героя Социалистического Труда.

Центральный пост управления атомохода «Арктика»

Центральный пост управления атомохода «Арктика»

На этом героическая история атомохода «Арктика» не заканчивается. Правда, после смерти Л.И. Брежнева корабль с 1982 по 1986 год носил его имя. Объясняют это ошибкой чиновников, так как имя «Леонид Брежнев» должно было быть присвоено новому ледоколу, стоявшему на верфи.

В 1983 году «Арктика» («Леонид Брежнев») вывел из ледового плена 57 кораблей, среди которых находилось и несколько ледоколов, в том числе атомоход «Ленин». Караван судов попал в ледовые тиски и спасти их могла только «Арктика», которая в это время находилась на ремонте в доке без валов и винтов. Новый капитан Ламехов получил приказ идти на спасение каравана. Ремонтники сумели за неделю круглосуточной работы восстановить ледокол и отправить его в рейс. Было сформировано звено из трёх ледоколов: «Арктика», «Адмирал Макаров» и «Ермак», которые пробились к затёртыми льдами судам. Первыми стали освобождать из льдов ледоколы, а затем совместными усилиями и остальные суда. Битва со льдами закончилась победой людей. Было повреждено и затонуло всего одно судно – теплоход «Нина Сагайдак», а его экипаж и пассажиры размещены на других кораблях. Грузы и топливо были вовремя доставлены ожидающим их жителям арктических посёлков.

Ледокол «Арктика установил ещё один мировой рекорд. С мая 1999 г. по май 2000 года он провёл ровно год в автономном плавании, не заходя в порт. За это время атомоход провёл через льды 110 судов.

А 1 сентября 2005 года «Арктика» во второй раз достигла Северного полюса.

Ледокол находился в строю до 20 августа 2008 года, пройдя за это время более миллиона морских миль и проведя через льды свыше 3 тысяч кораблей. Реакторы проработали без аварий 177 тыс. часов, при расчётном сроке эксплуатации 100 тыс. часов. Проект оказался настолько удачным, что по нему построили ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы».

В 2011 году корабль был исключён из Морского регистра РФ, с него сняли экипаж, и он был переведён в холодный отстой. Сейчас решается вопрос утилизировать ли его или превратить в музей. А 16 июня 2016 года на воду спустили новый атомоход проекта 22220, который также получил название «Арктика» и сегодня является самым мощным ледоколом в мире.

Атомоход проекта 22220 «Арктика»

Атомоход проекта 22220 «Арктика»


Tags: Россия, СССР, атомная энергетика, флот
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author