sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

Снова на Ближний Восток

Оригинал взят у yuripasholok в Снова на Ближний Восток

Чехословакия до сих пор известна как достаточно крупный экспортер вооружения. С бронетехникой уже не столь гладко, но совсем иная история была в 30-е годы, а также долгое время после окончания Второй мировой войны. Причем первый крупный успех связан с Ближним Востоком, а также Северной Африкой. В то время ČKD активно запустила программу разработки танков нескольких типов, от танкеток до средних. И вот как раз с легкими танками был связан первый экспортный успех. В 1935 год в Прагу прибыла иранская закупочная комиссия, по итогам визита был подписан контракт на поставку 30 танкеток AH-IV и 26 лёгких танков TNH. Эти машины (точнее, их вариации) и стали основой чехословацкого довоенного экспорта. Правда, в 1941 году иранской армии данные машины не помогли от слова совсем. Но тут не к танкам вопросы, а к их экипажам.

После того, как Чехословакия оказалась оккупирована немцами, с экспортными танками дела как-то затихли (что не мешало ČKD (BMM) и Škoda вести дела с другими странами, куда не только поставлялись танки, но и продавались лицензии на выпуск). И даже в первые послевоенные годы удавалось что-то продавать за рубеж, в данном случае повезло Škoda. Вместе с тем, имелась и одна нехорошая тенденция. Под немцами развитие собственных танков резко замедлилось, что очень плохо сказалось на дальнейшем развитии чехословацкого танкостроения. Собственный танк создать и не удалось, все проекты так и остались на бумаге. Некоторые считают, что всему виной ориентация на Советский Союз, но давайте будем честными. Банально не смогли, поскольку и по броневой защите было плохо, и моторы существовали на бумаге, и орудия. А трясти бумагой - это к терапевту.

Но всё же выход был найден. В июле 1949 году Чехословакия получила лицензию на производство Т-34–85. Машина уже устаревшая, но отработанная в серийном производстве, кроме того, в чехословацкой армии уже были такие танки в массовом количестве. Оптимальный вариант для тренировки собственного производства. Да и советские танки нового поколения еще не были отработаны. Одним словом, Т-34-85 чехословацкого производства стали лучшим вариантом для решения проблем. А главное, еще и лучшим способом вернуться на рынок экспортных поставок.



Чехословацкий Т-34-85 был именно чехословацким во всех смыслах этого слова. Если до войны производства были чисто чешскими, то послевоенный выпуск стал чешским и словацким. Для производства танков в январе 1950 года началась перестройка завода ČKD Sokolovo, находившегося в Праге. Подрядчиком по производству двигателей стал завод Škoda в Пльзени, где был организован выпуск моторов В-2. Изготовителем вооружения было определено ещё одно предприятие Škoda, находившееся в словацкой Дубнице-над-Вагом. Как и ČKD Sokolovo, этот завод, SMZ, ранее занимался паровозостроением. Наконец, корпусное производство было организовали на заводе им. Сталина (Závod J.V.Stalina, ZJVS) в словацком Мартине. Да и внешне эта машина легко отличается от того танка, что выпускался в СССР. Характерная башня с гладкой поверхностью, безбалочная носовая деталь, фигурные кожухи выхлопных труб и порт связи с экипажем легко позволяют отличить машину от советских Т-34-85.


Трофейные египетские Т-34-85 после войны 1956 года.

Выпуск Т-34-85 был организован довольно оперативно. Уже 1 сентября 1951 года удалось сдать первый танк, а всего до конца года сдали 25 машин. Впрочем, это было только начало. Чехословацкая промышленность была способна на большее, что показали дальнейшие события. До декабря 1953 года завод ČKD Sokolovo сдал 953 танка, и это лишь небольшая часть от общего выпуска. Уже в мае 1952 года первый Т-34–85 вышел из ворот завода в словацком Мартине, а с сентября здесь началось серийное производство. Именно эти танки и стали той самой визитной карточкой чехословацкого качества. В 1952 году оба завода суммарно выпустили 352 танка, а в следующем – ещё 1050 штук. В 1953 году ČKD Sokolovo переключился на изготовление локомотивов, и Т-34–85 оказался последний танком, выпущенным ČKD и на территории Чехии вообще. Отныне именно Мартин стал сердцем чехословацкого танкостроения, и всего здесь было собрано 1785 танков данного типа. Одна маленькая деталь: последние два года завод в Мартине производил машины исключительно для продажи за рубеж. А из 2736 построенных Т-34–85 чехословацкая армия оставила себе только 1437 штук. Остальные пошли на экспорт.


Характерная башня, характерный обвес, включая и ограждение фары, порт связи с экипажем - чехословацкая продукция легко вычисляется.

После того, как в 1953 году президентом Чехословакии стал Антонин Запотоцкий, пошла новая волна экспорта вооружения, и на сей раз в списке оказались танки. 1 сентября 1955 года между Чехословакией и Египтом была заключено соглашение о поставках целого ряда образцов вооружения и военной техники. Всего Египет получил 820 чехословацких Т-34-85, часть из которых (230 штук) успела поучаствовать в боях за Суэцкий канал. Боевые действия начались 29 октября 1956 года, против Египта воевали Израиль, Франция и Великобритания. В ходе этого конфликта воюющие стороны понесли тяжёлые потери в бронетанковой технике. Среди трофеев антиегипетской коалиции оказались и танки Т-34–85 чехословацкого производства. Как раз тогда в ряде музеев эти же машины и образовались.


Трофеи на складах. Видны еще и SD-100.

Оказались они и на складах трофейной техники ЦАХАЛ. Впрочем, на вооружение данные машины Израиль не ставил. Бывшие египетские машины находились как резерв. Ну а чехословацким Т-34-85 предстояло еще где-то полвека службы и участие в разных локальных конфликтах.

Статья по чехословацким Т-34-85: https://warspot.ru/6901-chehoslovak-s-tagilskoy-rodoslovnoy
Tags: история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments