sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Category:

Странности по наследству

Оригинал взят у yuripasholok в Странности по наследству

Так иногда получается, что судьбы людей и их творений пересекаются неведомым образом. Именно так случилось с самолетом Ер-2 (ДБ-240), который создавался на основе пассажирского самолета "Сталь-7", созданного под руководством Роберта (Роберто) Бартини. Сами по себе творения Бартини были слегка так не от мира сего, но "Сталь-7", который на самом деле пассажирским самолетом был постольку поскольку, показал высокие летные данные, а посему было решено делать на его базе бомбардировщик. Правда, сам Бартини в его создании участие не принимал, поскольку в 1938 году его арестовали (судя по происходящему, попал под раздачу в ходе волны репрессий в руководстве ВВС). Так что доводить самолет пришлось Владимиру Григорьевичу Ермолаеву. Собственно, именно ему и принадлежала идея сделать из этого самолета бомбардировщик. Ну а индекс 240 означал номер завода, где он строился.

Сам по себе "Сталь-7" был необычным самолетом, а созданный на его базе ДБ-240 оказался ничуть не мене странный. Низкоплан с крылом "обратная чайка", смещенный влево фонарь кабины, хвостовое оперение с Н-образным хвостовым оперением, машина на фоне аналогов выглядела крайне странно. Согласно постановлению Комитета Обороны № 227 от 29 июля 1939 года, первый опытный экземпляр сдавался к 1 апреля 1940 года, а второй - к 1 мая. На самом деле первый полет состоялся 14 мая, и прошел сложно. Тем не менее, детище Ермолаева постепенно дорабатывали, а в августе 1940 года самолет пролетел больше 4 тысяч километров, значительно превзойдя ильюшинский ДБ-3Ф.



Опытный образец ДБ-240.


В таком ракурсе необычность машины еще более очкевидна.


Продольный разрез.


Надо сказать, что на испытаниях машину весьма так пожурили.

"Опытный самолет ДБ-240 с двумя моторами М-105 конструкции инженера Ермолаева производства завода № 240 на госиспытаниях показал, что:
а) самолет имеет неудовлетворительную продольную и недостаточную поперечную устойчивость и весьма большие усилия на штурвал и педали;
б) самолет имеет большую длину разбега, требующую для эксплуатации самолета в перегрузочном варианте аэродромов размерами 2500х2500 м со взлетной дорожкой 1200-1300 м;
в) не доведено стрелковое вооружение, исключающее возможность его нормальной эксплуатации;
г) бомбардировочное вооружение не обеспечивает безопасное сбрасывание бомб и не дает возможности разгрузить бомбовый отсек от бомб калибром 250 и 500 кг;
д) перегрев масла и воды, что не обеспечивает нормальную эксплуатацию винтомоторной группы и приводит к снижению летных данных самолета при высоких температурах воздуха у земли,
а также ряд других дефектов, затрудняющих его эксплуатацию.
Без устранения основных дефектов самолет ДБ-240 не может быть допущен для нормальной эксплуатации в строевых частях ВВС.
Наряду с перечисленными недостатками, самолет ДБ-240 имеет ряд весьма положительных свойств – хороший обзор из кабин летчика и штурмана, большую емкость бензобаков, возможность подвески внутри фюзеляжа 4-х бомб по 500 кг, хорошую схему оборонительного огня и несложность взлета и посадки.
Наличие у самолета ДБ-240 с моторами М-105 большой длины разбега и низкого потолка указывает, что моторы М-105 для самолета ДБ-240 являются слабыми по своей мощности и высотности. С моторами М-105 самолет ДБ-240 считать переходным к самолету с более мощными моторами.
Признать целесообразным постройку самолета ДБ-240 под моторы АМ-35А и в дальнейшем под мотор АМ-37 или под дизель."




На самом деле желание поставить АМ-35/АМ-37 столкнулось с жесткой действительностью. Дело в том, что уже и так предполагалось выпускать ДБ-240 с моторами М-105. Посему предполагалось, что с 71-й серийной машины удастся перейти на выпуск ДБ-240 с моторами АМ-35А.



Планы по серийному выпуску ДБ-240 (в 1941 году уже Ер-2) были сорваны, прежде по производственным причинам. Мало того, что к весне 1941 года по машине конь не валялся, так еще имелась масса дефектов. При этом шла прямая конкуренция с ДБ-3Ф (Ил-4). В общем, машине пришлось несладко.



Машина получилась непростой для экипажей, тем не менее, Ер-2 был в числе тех самолетов, что отбомбились по Берлину. АМ-37 самолет так и не дождался, а дальше ему продолжало фатально не везти. Во многом поэтому Ер-2 и остался в тени. А в 1944 году от тифа умер Ермолаев. Увы, это был его единственный самолет, который получил индекс Ер.


https://www.facebook.com/DLinevich/posts/1625357694297576

Ну и да, про странные самолеты и переплетение судеб. После смерти Ермолаева завод №134 в Тушино оказался в распоряжении Сухого. Который в то время тоже делал странные самолеты.
Tags: ВВС, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments