sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Category:

Первый советский маневренный танк

Оригинал взят у yuripasholok в Первый советский маневренный танк

К 1921 году в РККА уже оформилась классификация танков по типам. Трофейные английские танки Mark V относились к категории "В", или к танкам прорыва. Английские танки Mk.A Whippet и Mk.B Hornet попали в категорию "С", она означала "манёвренные танки". На а "Рено-Русские", вместе с трофейными Renault FT, отнесли к танкам "М", то есть к танкам сопровождения. По вполне понятным причинам, танки категории "В" в принципе не рассматривались, до определенной поры, как цель для разработки. Слишком тяжелыми и сложными были эти боевые машины, в советском руководстве отчетливо понимали возможности промышленности. Поэтому было решено сконцентрироваться на маневренных танках, а также танках сопровождения.

6 мая 1924 было создано техническое танковое бюро, по сути случилось переформирование Технического отдела ГУВП. Его возглавил Шукалов, а его заместителем стал В.И. Заславский. Одновременно было запущено 2 проекта - 3-тонный «танк сопровождения (полковой)», который позже превратился в Т-18 (МС), а также маневренный танк боевой массой 15,7 тонн, вооруженный 76-мм "короткой" пушкой и тремя пулеметами системы Федорова. Под финал разработки стало ясно, что разработка зашла в тупик, кроме того, уже имелся опыт разработки Т-18, который 6 июля 1927 года приняли на вооружение Красной Армии. По этой причине к весне 1928 года возникла потребность в разработке принципиально нового маневренного танка. Его создание 9 марта 1928 года санкционировал РВС, а уже в августе был готов технический проект "Маневренного танка с двигателем "Испано".

Данная машина получила обозначение Т-12. Непосредственно разработка была сконцентрирована в Москве, далее работы спускались на завод-изготовитель, и уже там местное конструкторское бюро, под надзором людей Шукалова, доводило машину до образца в металле. Так было с Т-18, который выпускали на ленинградском заводе "Большевик". Это же случилось и с Т-12. В качестве завода-изготовителя выбрали Харьковский Паровозострительный Завод (ХПЗ). Выбор был неслучаен: там был организован выпуск тракторов "Коммунар", кроме того, возможности завода подходили для выпуска куда более крупных и тяжелых, нежели Т-18, танков.Всего предполагалось заказать 15 таких танков, это была первая партия, далее, по опыту Т-18, последовала бы вторая, куда более крупная серия. Но серийного выпуска Т-12 не случилось.
Испытания показали, что машина перегружена. В феврале 1930 года руководство УММ (Управление Механизации и Моторизации), новая структура, которая была уже независимой от артиллерии (а раньше танки относились к артиллерии), потребовало снизить массу танка. Сделать это можно было за счет снижения толщины брони до 20 мм. Уже в марте Ижорский завод уведомили о грядущем снижении толщины брони, а в апреле 1930 года появился переработанный проект Т-12, который получил индекс Т-24. В целом это был тот же Т-12, но боевая масса оценивалась уже в 18,5 тонн. При мощности мотора в 250 л.с. максимальная скорость составляла 22 км/ч. После долгих доводок по машине ее, наконец, 5 ноября 1930 года было принято решение о запуске машины в серию. Сегодня как раз исполнилось 90 лет с этой даты.



После принятия решения по запуску машины в серию работы по танку форсировали, но при этом программа по выпуску была сорвана изначально. Ижорский завод, и так перегруженный работами, еще раз дал понять, что больше 10 корпусов за год дать не сможет, да и то, к концу ноября имелось всего 2. Хватало проблем и на ХПЗ. В результате никаких не то, что 15, даже 10 машин в Харькове сдать не удалось. За 1930 года УПП не дождалось ни одного танка данного типа. Между тем, потребность в этих танках можно оценить по уже упоминавшимся цифрам заказа на 350 корпусов. Фактически сдача данных машин началась в октябре 1931 года, когда судьба танка и так была решена. Всего сдали 24 танка, из которых, в лучшем случае, 5 штук получили вооружение. Вместе с Т-24 "умерла" и 45-мм пушка обр.1930 года. Вместо нее разрабатывали совсем иные орудия, которые поначалу имели калибр 37 мм.

Как обычно, хотел написать кратко, а получилось уже не совсем так. Постарался написать не про техническую часть, а про то, почем так получилось, что выпуск данной машины оказался столь скромным. По этому поводу есть немало заблуждений.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/neudachlivyi-pervenec-hpz-5fa129e7a5c3e80d313db772
Tags: СССР, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments