sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Categories:

На государственной службе: автомобили советской милиции. Часть 2.

В первой части нашей статьи мы рассмотрели машины использовавшиеся советскими правоохранительными органами с момента их создания и вплоть до конца 1960-х годов. Но в 1970 году в строй был введен новый автогигант - ВАЗ, автомобили которого во многом определили облик советской милицейской техники в семидесятые и восьмидесятые годы.




Как мы уже писали ранее, в 1962 году отраслевым приказом для всех милицейских автомобилей была введена новая единая система окраски - светло-голубой кузов с яркими красными полосами на передних дверях. Однако уже в 1967 году, то есть спустя 5 лет после выхода приказа, новая система была признана неудовлетворительной, как "несоответствующая сложившимся требованиям". В связи с этим ряд научно-исследовательских институтов приступил к разработке принципиально новой схемы окрашивания спецтранспорта милиции. После долгих изысканий и рассмотрения более чем полутора десятков проектов, руководство МВД в 1969 году приняло решение об утверждении ярко-желтого цвета цвета кузова с не менее яркими синими полосами на бортах. Для седанов было утверждено также окрашивание в синий цвет крышки багажника, но данное правило соблюдалось не всегда. Для автомобилей ГАИ герб СССР остался обязательным к размещению на передних дверях. Новая ливрея значительно выделяла автомобили милиции из потока транспортных средств, делала их более заметными и, в некоторой степени, повышало авторитет правоохранительных органов. Интересно, что в 1975 году отраслевой приказ был заменен соответствующим ГОСТом, который также регламентировал единый набор спецсигналов: на крышу устанавливался специальный кронштейн, с двумя громкоговорителя и синий проблесковый маячок. Несколько реже на машинах можно было увидеть красные проблесковые маячки производства ГДР. На передний бампер крепились желтые противотуманные фары, также к установке рекомендовалась фара-искатель. Полностью переоборудование милицейского автопарка в новый окрас было завершено к началу 1970-х гг.


ГАЗ-21 в окрасе образца 1968 года

Касательно изменения качественного состава автопарка, то оно в целом соответствовало изменению в советском автопроме в целом.

Первым в череде новых моделей стали "Москвичи" третьего поколения. И если 408-е "Москвичи" массовыми в милиции никогда не были, то 412-е стали стали настоящей рабочей лошадкой многих подразделений, особенно вдалеке от столиц. Мощность двигателя УЗАМ-412 обеспечивала "Москвичу" достойную по меркам конца 1960-х - начала 1970-х годов динамику, да и в целом машина была неприхотливой. Специальное оборудование по большой части также было стандартным и соответствовало таковому на "Волгах".


Москвич-412, производство АЗЛК

В 1976 году завод АЗЛК начал производство нового модернизированного "Москвича" модели 2140. Сразу после начала выпуска "Москвич-2140" встал на службу. При этом каких-либо особых версий для милиции завод не выпускал. В ряды МВД машины приходили, как правило, в заводской комплектации, с кузовами желтого цвета нескольких оттенков (тех в которые на конвейере красились гражданские машины), которые после нанесения на них синих полос автомобили становились ГОСТовскими. Переоборудованием автомобилей занимались либо авторемонтные предприятия системы МВД либо те подразделения, которым предстояло эксплуатировать новые машины.

Ижевские "Москвичи" также поступали на службу в милицию, хотя и в меньшем количестве. Интересно, что ижевские машины нередко можно было увидеть в разных заводских цветах, отличных от желтого, с нанесенными синими полосами.


Реплика "Москвич-2140" ГАИ

Начиная с 1969 в ряды милиции заступили "Волги" нового поколения - ГАЗ-24, причем на службу попадали автомобили с самых первых промышленных партий. Первое время их специальное оборудование полностью соответствовало последним серия ГАЗ-21, в дальнейшем оборудование также проходило модернизацию. Начиная с 1972 года ГАЗ освоил специальную модификацию ГАЗ-24 для правоохранительных органов. Салон имел отделку из практичного кожзама, а багажник был адаптирован необходимыми элементами для установки радиостанции. Аналогичная модификация имелась и у поздней, "рестайлинговой" версии ГАЗ-2410. Универсалы ГАЗ-24-02 в рядах милиции также заменили предыдущие "сараи" ГАЗ-22.


ГАЗ-24 в одном ряду с четырехфарным "Москвичем" и микроавтобусом РАФ.


ГАЗ-24-02, обращает на себя внимание "люстра" образца второй половины 1970-х гг.

Из более редких версий "Волги", находящихся "на вооружении" милиции можно отметить "райкомовские" ГАЗ-3102 и догонялки ГАЗ-2424 с двигателем V8. Первые нередко использовались в качестве автомобилей командиров подразделений, а "догонялки" в качестве машин сопровождения, причем нередко эти машины не имели специального окраса.


Переходная "Волга" от ГАЗ-24 к ГАЗ-2410

В 1971 году в ряды милиции стали поступать первые "Жигули" - ВАЗ-2101. Очень быстро новые машины стали популярными, а к концу 1970-х стали самыми массовыми патрульными автомобилями. Начиная с 1973 года ВАЗ выпускал специальную милицейскую модификацию ВАЗ-2101-94. Визуально такая "копейка" ничем не отличалась от своего базового собрата, однако была оснащена 1.5-литровым двигателем ВАЗ-2103, который обеспечивал значительно большую динамику. В то же время к Олимпиаде-80 московская милиция получила в свои ряды некоторое количество автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. По объему установленного оборудования машины не отличались от массовых милицейских "копеек".


Реплика милицейской ВАЗ-2103

В 1976 году ВАЗом в опытном порядке была разработана модификация ВАЗ-2101 с роторно-поршневым двигателем системы Ванкеля ВАЗ-301. Изначально была выпущена партия в размере 50 автомобилей, которые, показали себя не с самой лучшей стороны и в скором времени вышли из строя. В 1982 году была разработана модификация ВАЗ-21018 с мотором ВАЗ-311 мощность 120 л.с. Эта модификация выпускалась в ограниченных количествах и поступала в органы МВД. В целом по своим динамическом характеристикам эта модель вплотную приближалась к редким в рядах милиции иномарках.


ВАЗ-2101

В 1972 году УАЗ начал производство своего нового внедорожника - УАЗ-469. Интересно, что если предыдущую модель завода - ГАЗ (УАЗ)-69 называли грубо - "Козел", то новая машина получила более ласковое прозвище "Бобик". Новые УАЗики поступали в ряды милиции как базовом тентованном вариант, так и с жестким вариантом крыши. При этом исполнение машины могло быть как военным (УАЗ-469), так и гражданским (УАЗ-469Б). УАЗы нередко служили в ППС, поэтому желтый "Бобик" доставляющий пьяниц в вытрезвители, стал своеобразным советским мемом!


УАЗ-469

Во второй половине 1980-х годов органы МВД стали получать новые советские автомобили переднеприводной компоновки - ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и Москвич-2141. Новые машины предлагали сотрудникам милиции совсем иной уровень управляемости и динамики, однако по настоящему массовыми в рядах МВД они стали уже после распада СССР. Позднее ВАЗ-2109 также обзавелась роторной модификацией. Ближе к окончанию советской эпохи за соблюдением ГОСТа по нанесению окраса на автомобили стали следить менее строго. В это время нередко уже можно было встретить милицейские автомобили иных цветов отличных от желтого, просто с нанесенными синими полосами.


ВАЗ-2108. Трехдверный кузов был не самой практичной вещью для автомобиля ГАИ


Москвич-2141 в окрасе и с оборудованием соответствующим ГОСТу

Помимо вышеперечисленных моделей в правоохранительные органы Советского Союза довольно массово получали микроавтобусы УАЗ и РАФ. Такие машины использовались в качестве машин-дежурок, поскольку обладали приемлемой динамикой, но при этом вмещали в себя большее количество личного состава. Нередко на основе таких микроавтобусов базировались передвижные лаборатории, мощные радиостанции и другое специальное оборудование.


Микроавтобус РАФ-2203

Продолжение следует...

ИСТОЧНИК
Tags: авиация, полицейские автомобили, советская милиция
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author