sibnarkomat (sibnarkomat) wrote,
sibnarkomat
sibnarkomat

Приключения МАЗов при покорении пятнадцати республик СССР. Путь от Уфы до Челябинска

В 1973 году великолепная пятерка опытных (и не очень) грузовиков МАЗ отправилась в пробег по СССР, приурочив это событие к грядущему 30-летию предприятия. В прошлый раз мы рассказали о том, какая техника вошла в состав пробега, и какие моменты участникам пришлось преодолеть на пути от Минска до Волги.

Сегодня мы перейдем к следующей части маршрута. Ведь едва конвой достиг Уфы, как выяснилось, что все происходившее до этого было всего лишь прогулкой. А собственно сами испытания начинаются именно в Башкирии. Причем, чтобы успеть уложиться в график, экипажам явно придется очень постараться.


МАЗ-53352 на дорогах Башкирии

Итак, Уфа встретила путешественников непривычно. Нет, естественно, им было оказано всяческое содействие. Начальник Уфимского городского управления милиции обеспечил сопровождение ГАИ по городу и лично отправил своих бойцов выяснить на счет переправы. Хотя проблем с ней особых не предвиделось – паром выдерживал чуть ли не с десяток груженых 8-тонных МАЗов. Но именно в значении «8 тонн» и заключался весь подвох.


Представляете, как «радовались» те, кто застрял в очереди, ожидая переправы МАЗов

Оказалось, что машины весом более 8 тонн загонять на паром нельзя. И так как в Уфу конвой приехал в субботу, то все начальство давно умчалось на отдых, а рядовые работники брать на себя ответственность по переправе диковинных машин огромного размера не хотели.

Только к вечеру воскресенья благодаря все тем же «гаишникам» удалось встретиться с председателем Уфимского горисполкома и получить «добро» на переправу в обход инструкции.



Как видите, паром легко выдерживал гораздо больше 8 тонн

МАЗ-504В вместе с «летучкой» и МАЗ-516Б переправились без проблем. Зато тяжеленный МАЗ-515Б заставил вспотеть всех. Сначала под весом тягача просел паром и пришлось ловить момент, когда он встанет на один уровень с причалом, чтобы закатить и полуприцеп. Затем паромщики забыли вытащить упоры из-под колес полуприцепа и тягач начал банально затаскивать паром прямо на причал. Благо, водитель сориентировался и толчком назад столкнул паром на воду.


Так выглядела переправа МАЗ-515Б через Уфимку

Но не большой вес, а габаритная длина оказалась по факту камнем преткновения. Выяснилось, что ширина парома всего 16 метров, а длина оставшихся автопоездов была 18 и 20 метров. В итоге МАЗ-514 с прицепом удалось впритирку поставить под углом. А вот для МАЗ-53352 этот трюк уже не прокатил - пришлось задействовать сразу два парома. Причем, чтобы загнать длиннющий автопоезд на пару независимо качающихся паромов, мазовцы вынуждены были совершить акробатический трюк, от которого паромщики чуть не поседели. Автопоезд чуть ли не влетел на паром, резко оттормозившись так, чтобы тягач был на одном пароме, а прицеп - на втором. При заезде плавно, как того хотели речники, грузовик просто-напросто смял бы себе топливные баки о кромку причала.


Симский перевал

Следующим интересным местом стал городок Аша, предоставивший квест: резкий поворот направо-узенький мостик-круто вверх-резко налево. Все это по грунтовой, изрытой глубокими кривыми колеями улице. Ну, а что – городки и села тогда были рассчитаны максимум на одиночный грузовик, но никак не на длиннющий автопоезд весом в 40 тонн.

А затем был Сим, где испытатели смогли «освоить» затяжной каменистый подъем с уклоном в 12°.


Грунтовые дороги были нормой жизни

Кстати, именно в Симе умерла коробка передач МАЗ-504В - рассыпался один из подшипников. Удивитесь, но… так и надо было. Этот тягач к моменту старта пробега имел на одометре уже 140 тысяч километров. Машина являлась участником программы по достижению пробега 240 тысяч до капитального ремонта. Кроме того, «серийный» «пятьсот четвертый» имел улучшенную кабину, увеличенные топливные баки, седло новой конструкции и ряд других усовершенствований, которые нужно было хорошенько «протрясти» прежде, чем внедрять на конвейер.


МАЗ-516Б преодолевает один из уральских бродов

А еще по пути в Миасс конвою пришлось периодически играть в рулетку. Дело в том, что через массу речушек, которые разрезают Урал вдоль и поперек, в то время были переброшены мостки, с виду способные выдержать разве что телегу. Да и ту не сильно груженую. А знаки, повествующие о том, на какой же вес данное сооружение рассчитано, встречались едва ли в каждом втором случае. И цифры на них в основном были от 2 до 7… тонн. Редко-редко попадалась цифра «10». Так что, если была возможность, искали брод. Если нет – то нет.

Говорят, только два человека во всей экспедиции были в восторге от таких «мостов» - фотограф и оператор.


Главный конструктор Уральского автозавода Александр Романченко в окружении минских испытателей

22 августа, достигнув Миасса, участники пробега смогли плотно пообщаться с коллегами из Уральского автозавода. Сложно сказать, смогли ли минчане что-то почерпнуть у уральцев, но то, что последние облазали МАЗы с рулетками и блокнотами вдоль и поперек – это факт. Впрочем, ничего удивительного – в пробеге были самые перспективные модели, на которые МАЗ делал ставку на будущее. Почему бы и не посмотреть интересные идеи?!


Среди испытателей тоже нашлись заядлые рыбаки

Получается, за 9 дней участники пробега прошли более 2,5 тысяч километров по дорогам, которые сейчас мы бы назвали проселком. Не так уж и плохо...

Продолжение следует...

С просторов
Tags: Беларусь, СССР, авто
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author